Премия Рунета-2020
Иркутск
+8°
Boom metrics
Общество2 августа 2009 22:00

Почему в Иркутске дорожает бензин?

Федеральная антимонопольная служба начала борьбу за справедливые цены
Источник:kp.ru

На автозаправках Иркутска, как, впрочем, и на АЗС, расположенных на территории всей России, после полугодового затишья снова растут цены на бензин. Повод традиционный. Цена на нефть, мол, сильно выросла за последние несколько месяцев - пора автолюбителям и честь знать. Но есть ли реальные причины для такого повышения? Ведь даже когда нефть подешевела на 80%, цены на бензин снизились лишь на 20%.

Все дело в закупочных ценах на топливо?

Как это ни печально, цены на бензин в нашем регионе, стабильно снижавшиеся с прошлой осени, вновь показывают динамику роста. Стоимость народного 92-го на заправках Приангарья превышает уже 24 рубля. Как показывает постоянный мониторинг Иркутского антимонопольного управления, это не «злая воля» автозаправщиков. Дело в том, что выросли цены у мелкооптовых поставщиков.

- Мы полностью зависим от оптовой цены на бензин, - рассказал нам коммерческий директор группы компаний «Парламент А» Денис Писаревский (торговая марка «ОМНИ»). – Если поставщики поднимают цену на топливо, то и мы, соответственно, увеличиваем. К примеру, еще в начале мая мы отдавали 1000 рублей за тонну бензина 92-й марки, а сейчас это же топливо мы покупаем за 9000 рублей за тонну. Разница ощутима. Чтобы не работать себе в убыток, мы вынуждены поднимать цену на топливо. Тенденция к увеличению оптовых цен отмечена во всем Сибирском федеральном округе с 25 мая этого года.

- Пока никаких ценовых злоупотреблений, а тем более согласованных действий со стороны заправщиков наши специалисты не обнаружили, - отмечает пресс-секретарь Иркутского УФАС Марина Рыбак. - Антимонопольное расследование показало, что оптовики подняли цену на товар, подчиняясь двум объективным причинам: существенному увеличению транспортного тарифа и росту отпускных цен основных поставщиков – крупных нефтяных компаний. Те, в свою очередь, ссылаются на конъюнктуру мирового рынка, на которую завязана их налогооблагаемая база.

В нашей стране нет конкуренции

- Мы нефтяным и компаниям, и суду просто покажем, как они пересматривали цены в период растущих цен на нефть, - бушевал на днях глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. - И как не падала стоимость бензина, когда нефть стала дешеветь. Очень наглядные графики. Ясно, что это были злоупотребление и попытки поживиться за счет потребителя.

Еще в начале года в интервью «КП» глава ФАС говорил, что справедливая цена бензина в России в среднем 11 рублей за литр. Но до этого уровня она так и не опустилась. Лишь за третью неделю июля цены на горючее прибавили 1%. В среднем по стране 92-й бензин стоит 21,2 рубля, а 95-й - 22,8 рубля. Для сравнения: летом 2005 года, когда цена на нефть была примерно такой же, как сейчас, 92-й бензин в среднем по стране стоил 16,8 рубля, а 95-й - 18 рублей. Почему такие диспропорции?

Эксперты объясняют это общей инфляцией в стране - в среднем по 10% в год. Кроме того, доля нефти в общей стоимости бензина невелика - почти 60% приходится на налоги и акцизы (см. график), поэтому точно следовать за изменениями цены на «черное золото» на автозаправках не могут. Как не могут нефтяные компании и сэкономить ни на налогах, ни на тарифах.

- Прикол в чем. Вы можете заставить нефтяников снизить цены, - говорит Максим Шеин, глава аналитического отдела инвестиционной компании «Брокеркредитсервис». - Но что они будут делать? Станут добывать меньше нефти или пускать больше на экспорт. В итоге получим дефицит бензина. Другой вопрос: куда ФАС смотрела, когда разрешила «Роснефти» скупить все нефтеперерабатывающие заводы в Сибири и на Дальнем Востоке? Да и в Центральной части ситуация с конкуренцией не лучше.

Высокие цены на бензин в России - это последствие. А причина в том, что в нашей стране нет конкуренции: работают всего 9 нефтяных компаний, которым принадлежат все 28 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Для сравнения: в США действуют почти 200 НПЗ, работающих по новым технологиям и реально конкурирующих друг с другом. Поэтому, как объясняют эксперты, деваться большинству российских заправок, которые работают независимо от нефтяных компаний, некуда. Привезли им бензовоз по определенной цене - приходится покупать.

- Оптовые цены на 92-й бензин с начала года выросли на 135%, а на 95-й - на 55%, - говорит Виталий Крюков, аналитик ИФД «КапиталЪ». - При этом розничные прибавили всего 10%.

Объяснение простое: снижать цены и повышать свою эффективность нефтяным компаниям, владеющим НПЗ, нет смысла, ведь бензин и так расходится на ура. Конечно, если бы не ФАС, то повышение было бы куда большее. Но насколько такая мера ручного регулирования нужна?

- Должна быть эффективная политика государства, а не угрозы и регулирование цен, - считает Максим Шеин. - Снизьте налоги, не повышайте на 20% в год тарифы на прокачку нефти - вот цены на заправках и станут ниже. У нас неэффективное налогообложение: легко сидеть и пошлины выставлять, это и ребенок сможет. Нужно налоги рассчитывать, исходя из себестоимости нефти, а не спекулятивной мировой цены, и стимулировать компании строить новые НПЗ.

Тем не менее, сколько бы наши нефтяники ни прибеднялись, список «Форбс» наглядно показывает, сколько они зарабатывают и на сколько могли бы быть ниже цены на российских автозаправках. Тем более что себе в убыток нефтяники еще никогда не работали.

В ближайшее время нефтяники будут объяснять ФАС, почему цены на бензин не снижаются. Посмотрим, что из этого получится.